Пути развития дистанционного образования в школах России

4.8 (96.82%) 844 votes

Хуторской Андрей Викторович

Институт общего среднего образования Российской академии образования, Москва

Тел.: (095) 245-37-33, (251)49566, e-mail: andreykh@mail.ru
 


Сеть Интернет становится ареной, на которую выходят все сферы мира реального, в том числе и образование. По некоторым прогнозам в скором времени обычный учащийся будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же — на очные, а оставшиеся 20% — на самообразование.

Очевидно, что система школьного образования в этом случае должна быть существенно преобразована в направлении интеграции информационных, телекоммуникационных и педагогических технологий.Институт общего среднего образования РАО совместно с Центром дистанционного образования «Эйдос» проводит исследования, связанные с дистанционной деятельностью российских школ.

Эти исследования носят научно-практический характер и осуществляются в ходе дистанционных мероприятий, в которых участвуют школьники, педагоги, организаторы образования. Так, в 1998-2000 г.г. проведено 15 дистанционных эвристических олимпиад (по физике, математике, русскому языку, естествознанию, английскому языку, географии, экономике, физкультуре и др.), 17 образовательных проектов, десятки курсов и семинаров для педагогов. В этих мероприятиях приняло участие несколько тысяч школьников и педагогов из разных регионов страны.

Результаты проведённого исследования, включающий опыт дистанционного обучения школьников, а также основы дистанционного повышения квалификации педагогов, изложены в нашей книге (1).Разработка телекоммуникационных педагогических технологий производится с опорой на реальную практику дистанционной деятельности. В 1999 году наш Институт совместно с Центром «Эйдос» и Министерством образования впервые провёл Дистанционную августовскую педагогическую конференцию по проблемам перехода к 12-летней школе, в которой приняло участие 6230 человек из 45 городов России.

Теперь дистанционные конференции планируется проводить ежегодно.Другое явление отечественного Интернет-образования — Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», проводимый Центром «Эйдос» под эгидой Российской академии образования. В октябре-декабре 2000 года этот конкурс будет проходить уже во второй раз. По материалам конкурса при поддержке Ассоциации РЕЛАРН издана отдельная книга (2). Информационную поддержку конкурсу обеспечивает электронный образовательный журнал «Эйдос» (e-mail: journal@eidos.ru), который публикует лучшие дистанционные уроки, творческие работы учащихся, статьи ведущих педагогов и учёных по проблемам дистанционного обучения.

Анализ результатов указанной деятельности и прогнозирование развития дистанционного обучения на ближайшее будущее позволили нам выделить, по крайней мере, пять типов такого обучения. Все они отличаются между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности результатов.1 ТИП: «ШКОЛА — ИНТЕРНЕТ». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удалённой от них информацией, различными образовательными объектами, иногда — с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.2 ТИП: «ШКОЛА — ИНТЕРНЕТ — ШКОЛА». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно.

Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.3 ТИП: «УЧЕНИК — ИНТЕРНЕТ — УЧИТЕЛЬ». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удалённый от них учитель.

Занятия проводятся с помощью e-mail, chat, web-ресурсов и имеют целью углублённое изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. Формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации.4 ТИП: «УЧЕНИК — ИНТЕРНЕТ — ЦЕНТР». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования.

Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей.

Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объёму с очным.5 ТИП: «УЧЕНИК — ИНТЕРНЕТ — …». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов.

Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение, или родители ученика. Дистанционное обучение данного типа назовём распределённым. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете.

Школа, как форма предоставления образовательных услуг, в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.

В настоящее время нами разрабатываются принципы работы персонального образовательного центра, который, на наш взгляд, станет непременным атрибутом персонального компьютера.Становится очевидным, что педагогика дистанционного обучения не менее обширна и наукоёмка, чем разрабатываемая в течение сотен лет педагогика очного обучения.

В связи с этим необходима разработка дидактических подходов и методик, помогающих учителям-предметникам осваивать и применять со своими учениками дистанционные технологии.Очевидно, что сегодня мы находимся у истоков новой школы, новой педагогики, которые меняют привычные представления об обучении и образовании.

От того, каким будет Дистанционный Учитель, зависят нормы, правила и успех дистанционного обучения в России. Такими станут и наши дети.

Литература: 1. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикумпо дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.2. На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.- 299 с.